Вехи истории

В Пятницкой Николо-Тихвинской обители

В углу Бирюченскаго уезда, там, где он соприкасается с уездом Валуйским; на широкой левобережной равнине реки Оскол, среди густых рощ укрылась женская обитель, именуемая Николо-Тихвинской, Пятницкой.

Село Пятницкое родовая вотчина стараго дворянскаго рода Шидловских. Зарождение и история обители тесно связаны с фамилией владельцев. В Пятницком уже перевелось потомство Шидловских, одни только фамильные памятники-мавзолеи в ограде сельской церкви, теперь полуразрушающиеся, напоминают былыя времена. Зато Пятницкое украшено благоустроенным женским монастырем, основательницей и строительницей котораго были супруги Б. В. и В. Н. Шидловские, пожертвовавшие землю, усадьбу с парками и садами будущему монастырю. Это было в восьмидесятых годах прошлаго столетия, во время захватившее русскую высших слоев интеллигенцию, влиятельным религиозным течением знаменитых подвижников Оптинских старцев.

Так как основание обители относится к 1889 году, то в настоящем 1914 году 8 сентября в обители вспомнили первый 25 летний юбилей. За короткую историю сравнительно, но уже много пережито обителью. В настоящее время в ней живет до 200 сестер монашествующих, два храма: один первоначальный из домового и недавно поставленный очень красивый собор, труды бывшей настоятельницы Валентины. При монастыре двухкласная церковная школа с учительским курсом, есть детский сиротский приют и приют для безродных женщин. Несколько новых корпусов, хорошо оборудованная мельница на Осколе. Монастырем ведется небольшое хозяйство, широко поставлено рукоделие, садоводство и огородничество.

При двух священниках служба бывает ежедневная. В великие праздники и посты в обитель стекается из окрестных сел много богомольцев.

Величественный белый купол новаго собора далеко виден в поезде Елец-Валуйской железной дороги.

В день храмоваго праздника 8 сентября служба совершалась ранняя в старом храме, после литургии прошел крестный ход из малаго храма в большой. Соборне четырьмя иереями совершен был акафист Божией матери.

Новый храм еще не расписан, он невелик, но с очень высоким куполом.

Высота храма способствует сильному резонансу. Стройно, умело и мелодично пел литургию хор сестер. В конце литургии священником И. Набивачем сказано нижеследующее «слово».

«Возлюбленные о Господе братие и сестры! Сегодня мы с особою ревностию молитвенно возносим благодарение Господу Промыслителю.

Под покровом Царицы Небесной сия святая обитель, хранимая четверть века, ныне духовно радуясь, празднует свой первый юбилей. Хотя двадцать пять лет в жизни общества невеликий срок, но все же Пятницкая обитель не самая юная из числа других женских нашей епархии. Как странник, окончив первый переход пути, как пахарь, подошедший к первой меже, становятся, чтобы передохнуть, бросая взгляд назад, так в настоящий день место это побуждает нас кратко окинуть мысленным взором прошлое юной обители со дня ея рождения.

«Вспомни дни древние, помысли о летах», говорит нам Слово Божие (Второз. 32,7).

Во время благоприятное, в годы ревностных подвижников славной Оптиной пустыни, когда в среде высшаго русскаго общества создалось движение в сторону высоких христианских подвигов, положены были в почву пятницкую первыя семена иночества. – С благословения в Бозе почившаго старца Амвросия супруги благородных родов, движимые святыми порывами, приносят в жертву Богу, как христиане первых веков, сладости и утехи мира, чтобы развязать себя от уз его и духом свободным погрузиться в область духовнаго делания.

Как ласковые лучи солнца весенняго, нежно согревая, живят молодую зелень, так истинно-христианская любовь старца оптинскаго отечески духом возрастала свое духовное детище юную Пятницкую обитель в первые трудные годы ея жизни. Огласились родовитые парки, луга и поля пятницкие благовестом новым. Собиралась семья инокинь, вместе со строительницей оне положили первые нелегкие труды к созданию общежития. В тесном, но заботливыми руками убранном, храме возносилась молитва, а часы молитвеннаго досуга отдавались трудам благоустроения общины, чем и положена первая известность ей. В храмовые и великие праздники и во дни постов из соседних городов и окрестных сел прибывали богомольцы поговеть, помолиться, утешиться монастырскою службою. Изумительною ревностию и заботливостию строительницы и трудами сестер обезпечено безбедное существование обители, их же усердием создан великолепный храм в честь Богородицы. Если монастыри вообще для православия служат крепостию веры и благочестия, то они в то же время есть и источники религиозно-нравственнаго просвещения.

Святая Николо-Тихвинская обитель не замкнулась сама в себе, отшельницы-инокини нескрылись от мира. Обитель широко растворила двери из ограды, чтобы встречая богомольцев, вместе с тем вливать лучами свет земной и небесной жизни в среду населения.

Православные люди из здешних окрестностей имеют утешение в том, что в этом крае Пятницкий монастырь пока есть единственный разсадник женскаго просвещения в духе Православной церкви. История нашего Отечества как и история церкви показали нам, какое глубокое влияние на общество имела женщина-мать просвещенная христианка. Благочестивыя матери воспитывали благородных граждан.

За первую четверть века жизни своей, юная сия обитель возросла, укрепилась и разширилась с пользою для церкви и Отечества.

Первый срок своего короткаго пути она прошла чрез скорби, печали и искушения. Враг рода человеческаго сеял семя злое и на ниве духовной.

Дорогия о Христе сестры! Ходите достойно вашего звания. Вы облечены ангельским образом. Паче всего блюдите послушание, приложите к нему смирение и чистоту сердца и подаст вам Отец Небесный мудрость змия и кротость голубиную. Помните, что монастырь для мира, как город на верху горы. Он светильник для живущих в миру, этот мир зорко следит. За житием иноков и строго судит. Блюдите себя, да сохранит вас Господь от соблазна.

Многое дано сей святой обители от мира: красота места, великолепие храмов, строй жизни иночества. Все это повнешности утешает православнаго паломника и возвращает его мысль к тем, кто трудился к возсозданию сей, св. обители. В сей знаменательный день молитвенно помянем тех, кто подвигом добрым потрудились во славу места сего: строительницу, настоятельниц, сестер, благодетелей, жертвователей. Усопшим да подаст Господь венцы нетления, живых сохранит на многая лета.

Святой же обители сей пожелаем всегда помнить заветы старца Оптинскаго, духовнаго отца ея: украшаться цветами духовными и освещать миру пути Царства Божия. Аминь».

После литургии соборне совершен был крестный ход вокруг стен всей обители и потом в главном храме совершен был молебен пред чтимою иконою Божией Матери. Благодаря ясной и теплой погоде, на праздник много собралось богомольцев. В покоях игумении была предложена трапеза. Настоящий праздник внес в местную церковную жизнь луч оживления.

С. И. Странник,

Воронежские епархиальные ведомости № 51 1914 год